автора) о его поездке в Москву и Подмосковье в 2015 году с группой донбасских литераторов. Наверное, «Путешествие..» звучит несколько громковато для подобного произведения, но со скидкой на легкоуловимую иронию, вполне «прокатывает». Тем более, что событие для автора знаковое и оставившее глубокий след в душе и памяти, своего рода духовное паломничество. «Благодаря» каким обстоятельствам эта поездка стала возможна, читатель узнает в «Предыстории», пересказ содержания не входит в мои планы. Остановлюсь кратко только на некоторых моментах.
«Путешествие туда и обратно» снабжено неслучайным подзаголовком «С Донбассом в сердце». Книжица невелика по объёму – 90 страниц текста, плюс фото и поэтический цикл из пяти стихотворений «Переделкинское небо», органично вплетённые в ткань повествования в виде врезок и вставок на страницах. Да ещё – несколько дней, проведённые в Санкт-Петербурге.
К сожалению, книга вышла ограниченным тиражом на средства автора, для круга настоящих друзей, причина малого тиража известна – мыслящий адекватно читатель понимает, о чём речь.
Возможно, отдельные мои мысли и наблюдения «по поводу» покажутся спорными или непродуманными, но это всего лишь небольшая рецензия, не более того. Сразу скажу, в оригинальности мышления, наблюдательности, автору не откажешь. Он пишет в своём стиле – с юмором и изобретательностью. Выхватывая отдельные яркие моменты, он часто не сдерживает эмоции и даёт волю фантазии. Живость и нескучность повествования – отличительная черта его травелога. Так, можно не согласиться с некоторыми пассажами. Например, эпизод о посещении мемориального Переделкинского кладбища, в частности могилы Бориса Пастернака, кому-то может не понравиться. Как, возможно, вызовут неоднозначную оценку и саркастические замечания автора о «шедеврах монументального зодчества». Я имею в виду памятники выдающимся писателям невыдающихся скульпторов. Тут сколько людей – столько мнений. Не избегли авторской иронической окраски и некоторые соратники из «донбасского десанта», но, как мне кажется, автор имеет право на сгущение красок.
В чём уж точно его не упрекнёшь, так это во вранье и передёргивании фактов, однозначно. А сатирический, ироничный взгляд на события, факты, людские недостатки он ведь направляет не только вне, но и в себя – без самоиронии не обходится. Признаюсь, я давно знаю Алекса, и смею вас уверить, исповедуемый им «стоический пессимизм» подразумевает жёсткий подход в оценке себя и людей, идущий из внутреннего максимализма, часто излишней идеализации литераторского труда.
Но зато – с каким пиететом он описывает посещение Дома-музея Б. Пастернака, одного из своих литературных учите-лей, попутно делая точные и глубокие философско-языковедческие комментарии, практически концентрируя их в афоризмы.
«…После перехода в мир иной, мифологизация любого мало-мальски свершившего себя человека – неизбежна. Осуществление личности в Слове чревато новой, придуманной реальностью. Как для самой личности, так и для других, попавших в поле её притяжения»...
«Разве не чудо это – дышать одним воздухом с великими – писателями и деревьями?!»
Особняком стоят авторские описания и размышления о Питере вообще и о русской литературе и истории в частности, и стóят они отдельного положительного отзыва. Но, боюсь, что меня обвинят в подхалимаже, и выйдет не коротенькая рецензия, а хвалебная ода. Читайте и думайте сами, если будет возможность.
В заключительной главке «Приближение к пониманию» подводятся итоги путешествия. С любовью не только к своей малой родине, но к великой русской культуре, частью которой является и Донбасс, автор выводит нетривиальные культурологические постулаты. Пытается «…осилить задачу осмысления впитанных событий. Не столько для читателей, сколько – для себя. Для обозначения эго, придания точек опоры своему несовершенному «Я», барахтающемуся в болоте стоического пессимизма».
Обильно цитируя классиков и свободно ориентируясь в современных философских терминах, он утверждает: «Дорогого стоит побывать в среде своей огромной культурной сферы, сложившейся из многосферия писателей, ставших для тебя персонажами личной мифологии».
Конечной точкой повествования служит подбор цитат из знаменитого фэнтезийного романа Дж.Р. Р.Толкиена «Хоббит, или Туда и обратно», расположенных в определённой смысловой последовательности. Заключительная из них иронично подводит нас практически к смыслу существования человека:
«— Господин Торбинс, вы, конечно, достойная личность, и я не могу на вас налюбоваться, но не забывайте, что на самом деле вы — мелкая сошка в этом огромном мире!»
P.S.
Показав эту рецензию автору, я всё же не удержался от полуриторического вопроса:
-Кому и зачем нужно издавать книги такими мизерными тиражами?
Он ответил в тон мне полуриторически:
-Даже если это нужно будет единственному человеку на Земле, я буду делать своё дело, выращивать своё Слово, доказывать себя этому миру. Вопреки.
М.У.
Комментариев нет:
Отправить комментарий